Православная муз педагогика в конце ХХ в.

Музыкальная педагогика православной традиции ныне возрождается в стенах учебных заведений православной ориентации – в Православных гимназиях, Воскресных школах, Духовных семинариях и Духовных академиях. На примере Православной гимназии имени Святителя Василия Рязанского можно проследить, как претворяются в нынешних условиях старые традиции православной музыкальной педагогики.

Прежде всего, следует отметить, что реализуется главная идея: музыкальное образование в православной культуре осуществляется, прежде всего, как певческое образование, которое традиционно связывается с воцерковлением, с церковным образованием и воспитанием. С младшего возраста ребенок погружается в звучание церковных песнопений в процессе литургии, будучи ее непосредственным участником. Отсюда тот особый, ни с чем не сравнимый молитвенный духовный настрой, который Православная муз педагогика в конце ХХ в. одухотворяет и само певческое звучание, и весь процесс исполнения, а главное – весь строй мыслей и чувств поющих.

Занятия музыкой в Православной гимназии в меньшей степени преследуют задачи чисто музыкального, эстетического развития детей (хотя и они имеются в виду), а в большей степени ставятся на службу духовно-религиозному восхождению личности.

В духе русских православных традиций – сама идея начинать музыкальное воспитание детей именно с пения в церковном хоре, а не с других музыкальных предметов. Чтение церковных текстов и пение, неразрывно между собой связанные, - вот основа начального музыкального образования в Православной гимназии, это ее исходная точка.

В младшем хоре дети осваивают одноголосное Православная муз педагогика в конце ХХ в. пение в системе осмогласия на примерах знаменных распевов (богородичны, акафисты, антифоны, кондаки, тропари и др.). При этом, как и в старые времена, вначале большинство напевов поются по слуху и с помощью ручных знаков, что практиковал еще Н. Дилецкий. На начальных этапах для детей в Церковном хоре гимназии вводится пение народных песен, как более доступных, для детского восприятия. Это практиковалось и в давние эпохи, особенно в ХIХ веке. При этом воспитание певческих навыков в Православной гимназии осуществляется по системе А.В. Свешникова, которая, как известно, впитала в себя традиции русского народного и церковного пения. Огромное внимание уделяется широкой кантилене, прикрытию звука, укреплению Православная муз педагогика в конце ХХ в. дыхания и постепенному развитию голоса от медиума к крайним участкам диапазона.

В средних и старших классах учащиеся поют многоголосные церковные песнопения (в партесном стиле) по нотам, а также песнопения и песни собственного сочинения. Такая практика также имела место в Русской Церкви и в церковно-приходских школах с середины ХVII века.

Пение в школьном хоре дополняется в средних классах предметами «Сольфеджио», «Музыкальная литература», а в старших - дисциплинами «Церковное пение», «История богослужебного пения». Следует отметить, что в церковном хоре поют не только мальчики, но и девочки-гимназистки, это заметно отличает нынешнюю действительность от старых времен.

В отличие от церковно-приходских школ в Православная муз педагогика в конце ХХ в. современной Православной гимназии изучается классическая музыка светской традиции, в том числе зарубежная. В этом - учет реалий сегодняшнего дня и выполнение государственных требований по содержанию музыкального образования.



Возрождение и развитие православной ветви отечественной музыкальной педагогики после нескольких десятилетий забвения находится пока еще на начальной стадии. Православные традиции музыкального образования ныне проникают и в светские учебные заведения.

Сам факт активизации усилий в этом направлении Церкви, государства и педагогов-энтузиастов - обнадеживает, свидетельствует о живой, одухотворяющей силе Православия, бывшего и остающегося духовным стержнем современной российской культуры.



documentadnfjin.html
documentadnfqsv.html
documentadnfydd.html
documentadngfnl.html
documentadngmxt.html
Документ Православная муз педагогика в конце ХХ в.